Развитие рейтинга
Главной целью системы образования города Москвы является обеспечение доступности качественного образования и создание условий для реализации талантов каждого москвича. Это значит, что достойное столицы качество образования должны гарантировать все без исключения школы города.
Эта задача обусловлена постоянно возрастающими требованиями населения к результатам образования и подкреплена серьезными ресурсами города. За последние четыре года произошли коренные изменения в укреплении и развитии материальной базы и финансировании образовательных организаций.
В целях стимулирования повышения качества работы московских школ с 2011 года внедрена система грантов Мэра Москвы. Подходы и критерии отбора лауреатов, заложены в основе Рейтинга московских школ.
Ежегодный Рейтинг образовательных организаций столицы составляется на основе данных о результатах деятельности школ, содержащихся в информационных системах Департамента образования города Москвы и поэтому не требует дополнительного сбора информации. Критерии рейтинга ежегодно утверждаются Экспертным советом по Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012-2016гг.) «Развитие образование города Москвы («Столичное образование»)».
Техническое обеспечение расчета рейтинга осуществляется Центром педагогического мастерства города Москвы в соответствии с утвержденными критериями на основе учебных результатов учащихся и воспитанников: ЕГЭ, ОГЭ, Всероссийская и Московская олимпиады школьников, результаты общегородских независимых диагностических работ, а также других результатов работы школ. Необходимо отметить, что критерии Рейтинга разработаны с учетом того, что ни один из них не должен провоцировать школы «избавляться от не успешных учеников» ради более высокой позиции в рейтинге.
Все критерии рейтинга делятся на несколько блоков.
Блок 1. Показатели эффективности работы школы по обеспечению качественного массового среднего образования.
Оцениваются результаты Государственной итоговой аттестации:
- За каждого учащегося, который по каким-либо трем предметам на ЕГЭ набрал не менее 220 баллов, начисляется 1 балл.
- За каждого учащегося, который по каким-либо трем предметам на ЕГЭ набрал от 190 до 219 баллов, начисляется 0,5 балла.
- За каждого учащегося, который по трем предметам ОГЭ в сумме набрал не менее 12 баллов (по рекомендованной ФИПИ 5-балльной шкале) начисляется 0,25 балла.
В случае наличия обучающихся, удаленных с ЕГЭ, балл, набранный школой по результатам ЕГЭ, умножается на коэффициент. Данный коэффициент высчитывается по следующей формуле:
Блок 2. Показатели эффективности работы школы по созданию условий по развитию талантов максимального количества учащихся.
Оцениваются результаты участия во Всероссийской (заключительный и региональный этапы) и Московской олимпиадах школьников по предметам.
Каждый учащийся по каждому предмету учитывается один раз в соответствии с максимальным результатом. Один школьник учитывается не более, чем по двум предметам:
- призер Московской олимпиады или регионального этапа Всероссийской олимпиады - 1 балл,
- победитель Московской олимпиады или регионального этапа Всероссийской олимпиады - 3 балла,
- призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады - 5 баллов,
- победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады - 10 баллов.
Блок 3. Показатели эффективности работы школы по обеспечению качества знаний, подтверждаемого внешней оценкой.
Оцениваются результаты школ по итогам проведения независимых предметных и метапредметных диагностик:
- по каждому предмету за каждого учащегося, преодолевшего установленный порог в общегородских диагностиках по результатам обучения в 4-х и 7-х классах - 0,01 балла,
- за каждого учащегося, преодолевшего установленный порог в общегородских метапредметных диагностиках в 4-х и 7-х классах - 0,01 балла.
Блок 4. Показатели результативности работы дошкольных отделений.
Необходимо отметить, что данный критерий модернизирован. Если раньше учитывалось количество детей, обучающихся по программе дошкольного образования на базе школы, то теперь важно количество дошкольников, перешедших по заявлению родителей в первый класс этой же школы.
За каждого переведенного из дошкольного отделения в 1 класс той же образовательной организации школа получает - 0,06 балла.
Не менее важными, чем учебные результаты, для системы образования являются и другие показатели, отражающие работу школы по развитию разносторонних способностей и талантов детей, формированию у них адекватного отношения к миру и себе в этом мире, а также способность школы работать с детьми разных категорий.
Поэтому в число критериев Рейтинга включены следующие дополнительные параметры:
Блок 5. Показатели эффективности работы школы по профилактике правонарушений.
- за каждого ученика 7-11 классов, не совершившего правонарушений в течение учебного года - 0,001 балла,
- за каждого ученика 7-11 классов, состоящего на внутри школьном профилактическом учете (по согласованию с Управляющим советом), не совершившего правонарушений в течение учебного года - 0,005 балла,
- за каждого ученика 7-11 классов, состоящего на профилактическом учете в органах внутренних дел, не совершившего правонарушений в течение учебного года - 0,1 балла.
Каждый ученик учитывается по указанным параметрам один раз.
Блок 6. Показатели эффективности работы школы по работе с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности.
Баллы, начисленные за детей-инвалидов (по показателям ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, диагностикам, дошкольникам) умножаются на коэффициент финансирования ученика (2,0 или 3,0).
С учетом того, что при поступлении инвалиду необходимо предъявлять один ЕГЭ, то для указанной категории вместо:
- 1 балла за набор 220 баллов в сумме по трем ЕГЭ, применяется 1 балл за набор 73 баллов по одному из ЕГЭ,
- 0,5 балла за набор 190-219 баллов в сумме по трем ЕГЭ, применяется 0,5 балла за набор от 63 до 72 баллов по одному из ЕГЭ,
- 0,25 балла за набор 12 баллов в сумме по трем предметам ОГЭ, применяется 4 балла по одному из предметов ОГЭ.
Суммарный рейтинговый балл школы умножается на коэффициент, в зависимости от количества детей-инвалидов в учреждении.
К=1+0,001*(коэффициент финансирования ученика-инвалида).
Пример: в школе 10 инвалидов (с коэффициентом финансирования 2), один из них стал победителем регионального этапа:
- за победителя школа получит не 3 балла, а 6 баллов,
- суммарный балл школы умножится на 1,02.
Блок 7. Показатели результативности работы школы по использованию социо-культурных ресурсов города в обучении.
Учитываются результаты участия школьников в городских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений». Список будет расширяться каждый год.
Школы могут получить умножение своих баллов на коэффициент, в зависимости от уровня результативности работы (в сумме по обеим олимпиадам):
- высокий уровень (наличие не менее четырех дипломов, из них не менее двух победителей) - 1,02,
- хороший уровень (не менее трех дипломов, их них не менее одного победителя) - 1,01,
- работа только началась (наличие не менее одного диплома призера или победителя) - 1,005,
- результаты не показаны или отсутствуют - 1,00.
Место в Рейтинге определяется в результате подсчета суммы баллов школы за основные критерии, за дополнительные критерии и умножаются на коэффициенты мультипликативных критериев (блоки 6 и 7).
Рейтинговый балл = (балл за ЕГЭ * Kуд + балл за ОГЭ + балл за олимпиады + балл за диагностики + балл за дошкольников + балл за работу по профилактике правонарушений) X Коэффициент за работу с детьми-инвалидами Х Коэффициент за социо-культурную работу.
Школы ранжируются по убыванию рейтингового балла. В случае равенства баллов учитывается динамика по сравнению с прошлым годом (чем выше динамика, тем более высокое место занимает школа).